Декларация о названии эрзянского народа

Декларация об официальном названии эрзянского народа

Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ),

– основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий,
– чтя память и следуя традициям предков,
– ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство,
– с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания,
– осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений,
– исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов,
– выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов,
– желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем,
– стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом,
– надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти,
– выражая чаяния всего народа,

заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права.

С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам

Конгресс Эрзянского народа.

Республика Мордовия,
г. Саранск
23 марта, 1995 года

***

ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ алкуксонь лемензэ коряс МЕЛЬЯВОЛЯВТОМА

Минь, весе эрзянь раськенть пельде Эрзянь Инекужос кочказь эрзянь ломантне,

– нежелезь ламо тёжаиень эрзянь раськенть эрямопингезэнзэ, мельсэ кирдезь минек покштянок ды сынст койтнень-кирдатнень,
– эрзя раськень, эрзя келень ды эрзя культурань вейсэксчинь ёжонь марязь ды кирдезь,
– мельспаросо тешкстнезь кеме эрзянь меленть ды ёжомарямонть уликсчист,
– парсте чарькодезь ды марязь – Эрзя раськенть сы шкань эрямонзо кис мелявксось ней весемезэ ашти неень шкань эрзятнень лавтов лангсо,
– раськеютконь праватнес ды Рузмасторонь Прявткоентень кирдезь, конат идить эрьва ломанень ды эрьва раськень праватнень,
– лия раськень эрямопингест, коест, культураст, келест ды раськень каштанчист мельванозь,
– бажазь улемс Модамасторонь лия раськетнень ютксо улемс-эрямс эсь кезэрень лем ало, норовазь улемс содавиксэкс, эсь питнень содыця ды мариця, эсь мельсэ эриця раськекс,
– лия раськетнень, сынст кирдивийтнень ды ветикуротнень паро мельс ды ялгаксчис кемезь,
– весе эрзянь раськенть мелензэ-бажамонзо ломань сельме икеле невтезь,

ЯВОЛЯВТТАНО Эрзя раськенть МЕЛЬДЕНЗЭ: панжадо лемдявомс эсь кезэрень лемсэнек – ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ, ЭРЗЯ, ды кемекстатано – Эрзянь раськенть улить весе асаевикст эсензэ праванзо лия раськетнень ютксо.

Весе раськетненень Вемельксчинь, Сетьмечинь ды Изнявксчинь арсезь

Эрзянь Раськень Инекужось

1995 ие, эйзюрков, 23 чи. Саран Ош.

FacebookTwitterGoogle+LinkedInVKWordPressBlogger PostLiveJournalTumblrTelegramWhatsAppSMSEmailGoogle GmailOutlook.comMail.RuPrintFriendly
4 Comments
  1. Эрзяне просят перевести этот документ на языки всех финно-угорских народов и мировые языки.
    Спасибо.
    Paljon kiitoksia teille, suomalaiset!

  2. Что позволено…
    „ Mein Kampf“ на кириллице и в русской оболочке.

    В Интернете, вот здесь: http://www.rus-proekt.ru/ это выглядит так:

    Эрзяне, не поленитесь, загляните. Почитайте, подумайте.

    Через мои руки, перед моими глазами, благодаря специфике работы, ежемесячно проходит достаточно много книг, издающихся в Российской Федерации-России на русском языке. Для миллионов людей не русской национальности на родных языках в стране практически ничего не издаётся. Ни классики, ни современной литературы, ни детской, ни историко-публицистической…
    Для того, чтобы убедиться в этом, времени и усилий потратить много не придётся даже при сверхлени. Загляните в книжные магазины городов и сёл, где компактно проживают коренные народы страны. Или полистайте «Книжное обозрение», эту газету, при желании, можно найти в библиотеках. Днём с огнём ничего не увидишь…
    Почему дело обстоит так? Вопрос нигде и никем не обсуждается и не поднимается. Табу. Гласное и негласное. Стоит затронуть – ярлык как минимум сепаратиста, националиста, считай, себе обеспечил. Жизнь и работу себе испортил… Поэтому и тишина… Давящая тишина… Ещё бы, из памяти людей ещё не выветрился запах застенков жестоких государственных репрессий. Да и сейчас из тех подвалов, нет-нет, да и потянет мертвящим сквознячком…
    Пример тому – государственное преследование независимой эрзянской газеты «Эрзянь Мастор» с целью её закрытия. Маленькая газета, с тиражом всего 2000 экземпляров, в течение 14 лет бесстрашно поднимает проблемы сохранения эрзя народа, численность которого всего за 60 последних лет упала на 42%, в том числе за последние 20 лет – на 33%. Ни одна другая российская газета, ни одно радио, ни один телеканал нигде и никогда не публиковал и не озвучивал эти шокирующие цифры статистики. Только одна национальная газета «Эрзянь Мастор» пытается донести до людей и власти эту боль за замалчиваемый этноцид своего народа.
    За эту гражданскую, патриотическую, позицию каких только ярлыков не навешиваают на неё и её издателей. Разжигает, мол, она межнациональную рознь, провозглашает, мол, превосходство одной нации над другой… Пора её закрыть. Так утверждает Прокурор Мордовии А. Сергиенко, такой приговор-«анализ» подписал мордовский борец за чьи-то права Ю. Мишанин. А всё только потому, что «Эрзянь Мастор» в условиях подавляющей стабильности, словно герценский «Колокол» на русском и на эрзянском языке прямо и открыто, в соответствии с Конституцией РФ и с Законом о СМИ, корректно и внятно выносит на суд эрзя народа и других народов России вопросы и проблемы о весьма нелегком настоящем и будущем своего языка и народа.

    Но вернёмся к теме «Что позволено…»

    Приведу толику выдержек только из одной из тысяч книг, наводнивших сегодня страну (Проект «Россия», «Русская доктрина». Москва. «Яуза-Пресс», 2008. Тираж 5000 экз.) ,. На суд, конечно, просвещенного читателя, способного представить себе реальную картину воплощения «Русской доктрины» в нашу жизнь.

    Итак, читаем, и думаем:

    «Русская доктрина – новое «оружие сознания».
    «Россия – это система стропил, поддерживавших свод над всеми народами мира…»
    «…нация переходит на более жизненный уровень – к «русской доктрине»,…её практической реализации».
    «Старый мир умирает. В крови и муках нарождается новый миропорядок.»
    «Нам требуется… прорыв к традиционному русскому государству.»
    «Мы вступаем в век русского самосознания».
    «…национально мыслящие граждане и группы организуются, … создают новую реальность помимо государства – и затем заменяют собой обветшавший…проект «РФ 1991 года». (Речь идет о действующей Конституции)
    «…становится возможным выстраивание параллельного нынешнему государству сетевого сообщества» (в каком-то смысле этот процесс уже можно наблюдать)…
    «Наше национальное протогосударство, опираясь на единомышленников во всех слоях общества, врастает в нынешнюю систему и постепенно сменит её как более пригодное для России…»
    « В третьем, оптимистическом, сценарии курс власти начинают осуществлять силы, близкие Русской доктрине. В таком случае Русская доктрина становится…официальной».
    «Суть Русской доктрины – создание … империи… на основе … традиций Святой Руси, старой Российской империи, … сверхнациональной русской нации».
    «Русская доктрина призвана помочь становлению … единой нации… Мондиалистская идея предполагает стирание всех и всяческих «Я» на уровне этносов и культур, подгонку их под общее обезличивание…»
    «Русская доктрина по существу мировая…»
    «Зрелость русской цивилизации – это зрелость и разработанность внутрисоциальных отношений…»
    «Не все народы дотягивают до уровня нации.»
    «Народы, из которых сверхнарод творит свою имперскую судьбу, могут восприниматься как строительный материал нации «бревна и сваи народов»…»
    «…государствообразующий народ усыновляет иноплеменников в буквальном смысле…»
    «…граждане…- суть члены тела. Эта символика восходит к церковному пониманию «народа Божия», как причастному к Телу Христову… В таком понимании взаимоотношения с иноплеменниками выстраиваются на почве религиозной ассимиляции – обращения в свою веру.»
    «Русским всегда была свойственна …. косвенно-вязкая форма экспансии и ассимиляции других народностей. … исторически этот вид экспансии оказывается очень прочным и цепким, … который уже впоследствии фиксируется в тех или иных юридических формах.»
    «… если кто желает быть своим в доме русской нации, то он приглашается … говорить на одном языке.»
    «Для православных духовно-политический архетип восходит непосредственно ко Христу, соединившему в себе чины священника и царя.»
    «Высшие силы избирают народы для их миссий.»
    «Богоносность» наша есть «миродержавие»».
    «Уникальная природа русского «миродержавия», его единственная в своем роде духовно-политическая черта…»
    «Идеология сверхнационализма…»
    «Для Империи … нет ничего более опасного, чем интернационалистические … тенденции…»
    «Интернационализм никогда не был свойствен традиционной России … Интернационализм лишь паразитирует на инстинктивном стремлении людей к правде сверхнационализма».
    «… русский сверхнациональный дух («Иоанновский дух») пропитал всю русскую культуру…»
    «Нам нужна не российская, а русская модель государственности. … Нужно вернуть в речевой обиход понятие «русские меньшинства». Тем самым мы вернем себе одну из самых благородных… традиций нашей… нации … Мустай Карим, ты был именно русским, русским и останешься…»
    «Русские превратили свою «русскость» в нечто большее, чем «русскость». Поэтому русским нельзя родиться, имя Русского надо заслужить.»
    «Мы, русские, – нация государственная в превосходной степени.»
    «Русские никогда не были интернационалистами. … Современные рынки с засильем различных диаспор вызывают у русского человека … раздражение.»
    «Русские стали первой в истории великой нацией однородной культуры».
    «Характер русского народа глубоко усвоил образ Христа и христианские ценности.»
    «Русская доктрина провозглашает … условием … усиления России – союз государства с Церковью» (имеется в виду РПЦ)
    «Всякое публичное глумление над православием должно расцениваться государством … как политическое преступление – посягательство на устои государства…Всякое содействие отпадению граждан от православия в иные конфессии, хотя бы и традиционные для России, … должно рассматриваться как акт подрывной в отношении устоев России, антигосударственный и антинациональный.»
    «… православие является прообразом русской цивилизации,… русское православие имеет неоспоримые преимущества, … необходимо инициировать и возглавить … процесс «православной секуляризации…Россия должна быть наполнена храмами и православными общинами, когда … из любой точки будут видны купола церкви, православие благословляет и войну…(«справедливую» с точки зрения РПЦ)»
    «После восстановления многих тысяч храмов следующим этапом православного возрождения России могла бы стать орденская актуализация православия.»
    «Одним из девизов для ордена православных мирян могли бы стать слова…: «Монастырь ваш – Россия!»
    «… «мирской фронт» (православных) со временем … выдвинул бы кадры и аккумулировал ресурсы для активного православного наступления…, поскольку Церкви не всегда удобно защищать себя и свои интересы прямо. Мирской фронт должен взять под свой контроль положение в общеобразовательных школах и вузах, отслеживать … саботаж церковно-государственных инициатив, формировать собственные …. информационно-аналитический центр, информационное агентство, телерадиокомпания, общественно-политические газеты, журналы.»
    «Мы считаем верным курс на изменение сетки официальных праздников в России, начатый проектом 4 ноября (празднование Казанской иконе Божией Матери). Если продолжить эту линию, то 1 Мая и майские каникулы могли бы быть компенсированы несколькими выходными в Пасхальную седмицу. Было бы верным включить в число красных дат некоторые из … праздников православия (Вознесения, Преображения, Успения, Крещения, Покрова)»
    «…закрепить право русской нации на изменение главенствующих принципов вероисповедной политики…, предусмотреть… возможность перехода из режима светского государства в режим государства конфессионального» (под управлением РПЦ, надо понимать)
    «… признать целесообразным режим светского государства, высшее руководство которого принадлежит к первенствующей религии…» (РПЦ)
    «Русская Православная Церковь должна пользоваться первенством чести…»
    «Русской Православной Церкви … предоставить возможность влиять на образование и массмедиа…
    «Храмы … должны содержаться за счет государства».
    «Советские праздники … заменяться на религиозные».
    «Один из мусульманских праздников может быть признан общенациональным…
    «В обязательные программы государственных и муниципальных школ должны быть введены предметы, позволяющие изучать религию» (имеется ввиду РПЦ)
    «…Россия… не может считаться поликонфессиональной страной…, мы являемся, безусловно, русской и православной землей»
    « … русификацией и христианизацией большинства детей от смешанных браков…»
    «Преподавание в школах и вузах России должно осуществляться только на русском языке. Статус русского языка должен быть утвержден предельно жестко.»
    «Объектами исторического изучения должны стать созидатели, … чьим трудом была создана великая держава, сложился великий народ с языком…мирового значения.»
    «Иммунитет (русский) – … носитель сверхнационально-русской Культуры.»
    «русская «знать» 21 века – это люди, приникшие к основаниям русской культуры…»
    «…свободу слова… необходимо ограничить … соображениями государственной безопасности.»
    «Государственная цензура должна иметь место…»
    «Русские всегда сознавали себя носителями высочайшего уровня культуры…, они наследники высокой средиземноморской культуры, … индоевропейской культурной традиции, полноправные преемники античной традиции Древней Греции и Рима, … носители Христианской Веры и христианской цивилизации в её древнейшей и чистейшей православной традиции. … по всем шкалам русская культура является культурой высочайшего уровня….»
    «1. О русском языке и языках коренных народов России.
    Этот закон должен предусматривать формирование институтов поддержки русского языка. ( И далее только о поддержке русского языка. О языках коренные народов России – ни слова)
    « … у русской власти обязательно должно быть свое видение иерархии русских писателей…»
    «…Русская нация должна отказаться от того, чтобы рассматривать демократию в качестве сверхценности политического устройства России.»
    « «Державники» будут представлять фундаментализм традиционной российской государственности…»
    «…на пространстве России господствовала антигосударственная установка: «Реализация русских интересов не должна происходить в ущерб интересам других национальностей.»
    «У народов, населяющих Россию, нет иной государственности, кроме российской.»
    «Чтобы удержать свою высокую роль, охватить русскостью как можно больше пассионарных элементов из всех «языков и народов», мы должны выдвинуть глобальную альтернативу, Русский проект мироустройства…»

    Вот так. Ни больше, ни меньше.

    Можно было бы цитировать эту книгу в 900 страниц дальше, и дальше. Риторика та же, но ещё более конкретная: « … нация русские – сегодня вступает в новый этап своего существования – в «духовнополитическое сверхнациональное миродержавие».

    Как-то неуютно мне, эрзе инонациональному, смотреть в это очередное «великое» будущее, где моему Эрзя народу отведена роль охваченного русскостью «бревна» в строительстве русского государства.
    Эти цитаты весьма и весьма похожи на отрывки из трудов одного плохо закончившего фюрера, на бляхах солдат которого тоже был написан лозунг „Got mit uns“. Меня, эрзю, авторы книги зовут, кажется, вместе с русскими пойти по подобному пути, стоившему 60-ти миллионов погибших людей. Мой народ слишком мал, чтобы идти этим путём в новое «миродержавное» безумие. Эрзя народ в нем не выживет. Ему авторы «Русской доктрины» места не оставляют. Русский народ, если он пойдет этим путем, потеряет, на мой взгляд, не только миллионы русских людей, но и уничтожит миллионы людей других национальностей и веры…
    Кстати, в этой книге речь вовсе не о Вере человека в Бога, а об обеспечении господства лишь одной из её форм – Русской православной церкви…
    Мне представляется, что русскому читателю для чтения и руководства представлен „ Mein Kampf“ на кириллице и в русской оболочке. Книга свободно распространяется по всей стране. Но ни один законник-прокурор, ни один державник-«аналитик» не «анализируют» почему-то подобные издания, не подают на их издателей и авторов в наш «независимый» суд, хотя в данном-то случае, оснований для этого без всякого «анализа», по-моему, достаточно. (Вчитайтесь, что ни тезис – то удар по Конституции страны.)
    А может это и правильно? Я бы тоже не запрещал подобные издания, уважая русский народ, веря, что у русского народа достаточно умных людей, способных понять самим и разъяснить другим, что именно такие идеи и разрушат Российскую Федерацию.
    Воплощение тезисов «Русской доктрины» мы уже воочию наблюдаем сейчас. Во власти есть люди, которые руководствуются ими и уже претворяют их в жизнь.
    Так куда идем? И куда придем? И как скоро?

    Эрюш Вежай

    P.S.
    Эрзят, нолдынк чумом, сёрмадыя арсевксэм аволь эрзянь кельсэ. Содан: пек аламо эрзятнестэ маштыть ловномо эрзякс. Те – васенце тувталось. Омбоцесь: кадык рузтнэяк ловносызь, улема, сынст ютксояк муевить превей ломанть, конат кармить чарькодеме – ков, кодамо апаров, ветить рузонь раськенть, Рузонь масторонть неень шкань сонзэ ветицятне-прявтнэ. Инешкипазось ванстоссо минек эрзянь раськенть истямо апародо.

  3. В КОЛЫБЕЛЬНУЮ ПРАЗДНИЧНУЮ ПАНИХИДУ ДЛЯ ФИННО-УГРОВ РОССИИ
    может превратиться предстоящий конгресс финно-угров в Ханты-Мансийске.
    Почему?

    О предстоящем 5-м международном конгрессе финно-угорских народов, который будет проведен в июне 2008 года в стране знает только узкий круг его организаторов.
    Этот «ближний круг» обеспечивает, чтобы на конгресс не «проникли» нежелательные лица с «нежелательной» точкой зрения на современное положение финно-угорских народов России, которое можно охарактеризовать словами одного известного грустного фильма: «Мы живём хорошо… Мы ещё можем сдавать кровь…»
    Состав участников конгресса от российских финно-угров (всего будет 300 делегатов и 300 наблюдателей) утверждается полностью контролируемыми властью «общественными» национально-культурными автономиями, возглавляемые проверенными, надёжными людьми.

    Такой состав конгресса примет соответствующие «хорошие» решения, которые российскую вертикаль власти ни к чему не обязывают. Решения конгресса носят «рекомендательный» характер. Но к кому будут относиться рекомендации, в них не указывается. Они имеют рекомендательную силу одинаково, как для властей Австралийского Союза или Ботсваны, так и для властей Российской Федерации.

    Так было с документами 4-го конгресса финно-угорских народов (Таллинн, 2004), которые в российских газетах практически не публиковались, несмотря на то, что почти все финно-угорские народы (18) живут в РФ, кроме финнов, эстов и венгров. Интересно, что государственные «финно-угорские» центры в Саранске и Сыктывкаре Резолюцию конгресса не разместили даже на своих Интернет-порталах.

    ККФУН, возглавляемый восемь лет господином В. Марковым, коми по национальности, никак не отреагировал на ликвидацию Коми-Пермяцкого Автономного округа, на государственное преследование эрзянской газеты «Эрзянь Мастор», на преследование патриотов марийского народа, на прогрессирующее сокращение численности финно-угорских народов России. Такой же «молчуньей» является АФУН, возглавляемая М.Мосиным, «мордвином» по национальности, проведшая показушный фестиваль-концерт в Саранске на фоне исчезающих эрзянского и мокшанского языков. И вот эти окологосударственные структуры-то и являются запевалами предстоящего мероприятия, который будет называться финно-угорским конгрессом.

    Наблюдая деятельность ККФУН и АФУН, специализирующихся на проведении высокозатратных, помпезных фестивалей, на отстранении от участия в национально-культурном возрождении настоящих патриотов своих народов, прогноз относительно предстоящего конгресса в Ханты-Мансийске выглядит весьма и весьма грустно.

    Кто же будет на конгрессе?

    Будет много чиновников, будут концертные бригады в национальных костюмах, будут директора «национальных» школ и гимназий, в которых родной язык 1-2 раза в неделю «преподаётся» ФАКУЛЬТАТИВНО! (Хочешь ходи, не хочешь – не ходи. Здесь полная суверенная «демократия».)
    Будут руководители подконтрольных власти «национальных» газет и электронных СМИ, руководители околовластных финно-угорских Центров, пиарящих вертикаль власти и старательно обходящих наиболее острые проблемы финно-угорских народов.
    Из делегатов и участников конгресса, более половины не будут знать родного языка. Как, к примеру, это было в делегации «мордвы» на прошлом конгрессе. (Из личного общения.)
    Будут ученые, обосновывающие «естественную ассимиляцию» финно-угорских народов России, создание «единого мордовского языка».
    Будут работники «национальных» культурных учреждений, где все мероприятия по «национальной» теме проходят на государственном языке «межнационального общения».
    Будут «ученые», авторы «новых исторических открытий-истин» о 1000-500-525 и т.д. -летиях «о добровольном вхождении и крещении».
    Будут батюшки в чёрном, крестом и перстом осеняющие «неправильных» ораторов. (Из личных наблюдений на «мордовских» съездах.)
    Будет много представителей силовых структур. Все делегаты и участники будут строго подчинены региональным руководителям. (Из наблюдений на прошлом конгрессе.)

    Кого не будет на предстоящем финно-угорском конгрессе в Ханты-Мансийске?

    Не будет тех представителей от карел, вепсов, води, эрзи, коми, мари и других народов, кто сердцем и душою чувствует тяжелую поступь «естественной» ассимиляции и русификации своих народов, кто во все колокола бьёт в рамках российского законодательства об опасности исчезновения своих уникальных, и невосстановимых впоследствии никем и ничем, языков и культур.
    Не будет редакторов независимых финно-угорских СМИ, смеющих давать собственную оценку проблем финно-угорских народов.
    Не будет руководителей независимых национальных фондов и организаций.
    Не будет независимых журналистов и свободно мыслящих ученых.
    Не будет делегатов, способных дать реальную картину жизни и будущего финно-угров России.

    Если же кому-то из них удастся приехать, даже на свои деньги, как приезжали некоторые на прошлый конгресс, но их голос и боль наверняка потонет в хоре «единого одобрямса» одного верного курса: «У финно-угров России проблем нет, они все процветают!», который и может превратить конгресс в очередную упокоительную панихиду перед уходом финно-угров России в вечное небытие…

    Грустный прогноз. Но основания для него очень и очень реальны.

    Свободный конгресс свободных финно-угров может состояться только в условиях гражданского демократического общества. Официальные кремлёвские политологи утверждают, что страна движется к такому обществу. Подготовка к конгрессу в Ханты-Мансийске не очень-то подтверждает «движение» общества в этом направлении.
    Просто не проводить этот конгресс уже (или ещё) нельзя.

    Эрюш Вежай
    Участник Всемирного конгресса финно-угорских народов в Таллинне 2004 года в качестве наблюдателя от Эрзя народа.

Leave a Reply