Правозащитники о ситуации в ЮО

Правозащитники: жители грузинских сел Южной Осетии никем не защищены

Руководство Южной Осетии, российские военнослужащие не обеспечивают защиту собственности жителей грузинских анклавных сёл и безопасность оставшихся там людей. Об этом было заявлено сегодня на пресс-конференции представителей Правозащитного центра “Мемориал” и организации Human Rights Watch в агентстве “Интерфакс”.

“Необходимо в ближайшее время провести сплошной подворный обход сел силами находящегося в Цхинвали контингента российского МЧС совместно с сотрудниками российского и югоосетинского МВД как для поиска живых обитателей сел, так и для обнаружения тел погибших”, – сказано в сообщении правозащитников по итогам поездки в Южную Осетию.

Предваряя выступление участников миссии в Южную Осетию, председатель Совета ПЦ “Мемориал” Олег Орлов отметил: “Урегулирование конфликта невозможно без принятия политических решений, которые должны иметь правовую основу. Главной миссией поездки сотрудников “Мемориала” и Human Rights Watch было сделать шаг к установлению истины, собрать фактический материал для того, чтобы дать произошедшему правовую оценку”.

Кроме столицы Южной Осетии, города Цхинвали, представитель ПЦ “Мемориал” Александр Черкасов и заместитель директора московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина побывали во многих селах: осетинских, совместного проживания, анклавных грузинских.

Правозащитники отметили, что со стороны Грузии имело место непропорциональное применение силы. Город Цхинвали и сёла, в которых оставались мирные жители, были обстреляны с использованием оружия принципиально неизбирательного действия (в первую очередь системы залпового огня “Град”).

Участники пресс-конференции призвали как российские, так и грузинские власти к срочному предоставлению полной информации о том, какие виды оружия и где были использованы. “Иначе невозможно обезвредить опасные снаряды, оставшиеся на территории мирных сел”, – полагают правозащитники. По словам Локшиной, подвалы домов в абсолютном большинстве случаев обеспечивали защиту от обстрелов.

Черкасов также заявил, что абсолютные числа о количестве погибших могут быть в списке общественной комиссии. Этот список, включающий 300 погибших, составленный поименно, проверить не удалось. “Мы говорим об очень маленьком народе, – заметил Александр Черкасов, – поэтому концентрация горя очень велика”.

Заместитель директора московского офиса Human Rights Watch заявила о необходимости составление и публикацию полного списка погибших: “Каждый должен быть поименован и оплакан”. По ее словам, многие из тех, кто считается убитыми, на самом деле находятся в больницах на территории Грузии. Также Татьяна Локшина заявила, что располагает надёжной информацией о том, что “на территории Южной Осетии больше нет пленных и заложников, которые содержатся в государственных или частных структурах”. По её словам, на территории Грузии находится 5 югоосетинских пленных, но и их пытаются обменять на тела погибших грузин, передает РИА “Новости”.

Олег Орлов заметил, что стороны конфликта обвиняют друг друга, говоря об огромном количестве жертв, но отрицают при этом любые собственные нарушения. “Очень важно получить объективную информацию”, – отметил он. На пресс-конференции были показаны фотографии, сделанные во время поездки 3-8 сентября.

В начале октября 2008 года планируется вторая миссия ПЦ “Мемориал” и других правозащитных организаций – в Грузию.
Сегодня “Кавказский узел” представил видеоинтервью с двумя остававшимися в сожжённом и разграбленном грузинском селе Авневи Знаурского района Южной Осетии стариками-грузинами. Они рассказывают о гибели двух своих односельчан, бесчинствах мародеров, поджогах домов, вспоминают о том, как дружно жили с осетинами до войны.

“Кавказский узел”, 11/9/2008
http://kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1228807.html

Черкасов: Грузия эвакуировала свое население перед нападением на Южную Осетию

Сотрудник Правозащитного Центра “Мемориал” Александр Черкасов, побывавший в Южной Осетии, заявил, что перед нападением Грузия планомерно вывезла грузинское население из зоны конфликта.

В абсолютном большинстве анклавных грузинских сел до начала военных действий наблюдался исход грузинского населения. По мнению Черкасова, этот исход не был спонтанным, а имела место заранее запланированная Грузией эвакуация населения из зоны боевых действий. Он также подчеркнул, что точные сведения о количестве погибших могут быть основаны только на конкретных списках имен погибших. Такой список, включающий более 300 погибших, был, в частности, составлен Общественной комиссией по расследованию военных преступлений и помощи пострадавшему гражданскому населению. Поименно проверить его, однако, не удалось.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch ранее заявила о спутниковых снимках, подтверждающих информацию о том, что осетинские ополченцы жгут и грабят грузинские села. По данным спутниковой съемки, проведенной международным научным институтом UNOSAT, видимые со спутника разрушения Цхинвали составляют 5,5%, грузинских сел – 50%.
“Наши сотрудники своими глазами наблюдали мародерство, проинтервьюировали десятки жителей уничтоженных сел. Мы обратились к UNOSAT, чтобы найти документальное подтверждение. И мы его нашли”, – цитирует слова руководителя московского офиса Human Rights Watch Элисон Гилл “Новая газета”.

Эксперты UNOSAT пишут в своем заключении: “Большинство повреждений, заметных на спутниковом изображении, можно сопоставить с повреждениями от пожаров – пожары оставляют внутренние и внешние стены каменной кладки неповрежденными, но разрушают крышу. На территории сел не наблюдается воронок, которые появились бы от ракетных взрывов или минометов. Из разрушенных домов зданий с поврежденными внешними стенами – меньшинство, и они расположены вдоль главной дороги (трасса Джава – Цхинвали, по которой двигались российские войска). Здесь можно предполагать повреждения, нанесенные артиллерией, они похожи на разрушения, наблюдаемые в центре Цхинвали”.

Сотрудница Humаn Rights Watch Анна Нейстат приводит свой разговор с людьми из осетинских добровольных формирований. “Они говорили: мы разрушаем села, чтобы грузины не смогли вернуться на землю Осетии. При этом они чувствуют себя совершенно безнаказанными”, – рассказывает Нейстат.

Напомним, что после того, как Россия начала вооруженную операцию ввиду вторжения грузинских войск в Цхинвали, жители подконтрольных Грузии населенных пунктов сообщали о фактах мести жителей Южной Осетии, заявляя об убийствах грузин по национальному признаку. Наблюдатели отмечают, что жертвы этой короткой, но жестокой войны с обеих сторон страдали по этническому признаку.

Так, российские и иностранные СМИ ранее сообщали, что южноосетинские войска и ополченцы жгут и грабят грузинские села в Южной Осетии. Москва и Южная Осетия утверждают, что грузинские военные проводили этническую чистку в осетинских селах. В середине августа следственный комитет при прокуратуре России возбудил по факту убийства граждан России в Южной Осетии уголовное дело, согласно которому Грузия обвиняется в геноциде.

Тем временем, в Международном суде ООН в Гааге начались трехдневные слушания по иску Грузии к России. 14 августа Грузия направила в главный судебный орган ООН просьбу о принятии мер по воздействию на Россию “с целью немедленного прекращения насилия по отношению к мирному населению” страны. 12 августа 2008 г. Грузия подала против РФ иск с требованием выплаты компенсации за “почти двадцатилетнюю дискриминацию этнических грузин” со стороны Москвы”.

“Кавказский узел”, 11/9/2008
http://kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1228791.html

Как уже сообщал “Кавказский узел”, российские правозащитники 8 сентября выступили с заявлением, в котором просят европейское сообщество срочно восстановить права пострадавших от военных действий в Грузии и Южной Осетии. Об этом же говорится в Заявлении российских неправительственных организаций от 7 сентября 2008 года.

Права человека должны стать приоритетом для международных усилий по урегулированию конфликта в Грузии

1. Практическая защита прав человека должна стать после августовского кризиса на территории Грузии одной из главных задач всего европейского сообщества. Особенно это важно на постсоветском пространстве, где до сих пор отсутствует верховенство права и не выполняются базовые нормы Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Общественное мнение сфокусировано сейчас на проблемах суверенитета и самоопределения, но мы считаем важным подчеркнуть приоритетность прав человека, недопустимость их нарушения и необходимость срочных действий по восстановлению прав пострадавших.

2. Ответственность за произошедшее лежит на всех участниках конфликта. Степень ответственности и вины за конкретные нарушения международного права должны стать предметом серьезного международного расследования. При этом невнимание Европы к продолжавшемуся много лет противостоянию внесло свой вклад в трагическое развитие событий. Очевидно, что национальные и региональные системы защиты прав человека — включая и многие европейские механизмы — не были по-настоящему задействованы в “горячих точках” на территории бывшего СССР и не смогли предотвратить тяжелый гуманитарный и правовой кризис в Южной Осетии и сопредельных с ней районах.

3. С нашей точки зрения неотложными мерами в этой ситуации являются:

Международный мониторинг положения беженцев и внутренне перемещенных лиц на территории собственно Грузии и самопровозглашенных Республик Южная Осетия и Абхазия посредством личного присутствия на месте представителей гуманитарных миссий.

Обеспечение помощи пострадавшим мирным жителям, включая в первую очередь тех, кто не может пока вернуться в места постоянного проживания без международного содействия.

Оказание силами европейских организаций и государств содействия и посредничества в обеспечении безопасности, соблюдении норм гуманитарного права, прекращении насилия и уничтожения имущества, в освобождении насильно удерживаемых участников боевых действий и мирных граждан, в ликвидации иных последствий конфликта.

4. Необходимо скорейшее вынесение правовых оценок произошедшего и скорейшее рассмотрение межгосударственных и индивидуальных жалоб в международных и европейских судебных органах. Правовые оценки должны предшествовать политическим решениям институтов Совета Европы, ОБСЕ, Европейского Союза и ООН.

5. Для реализации перечисленного необходимо поддержание и усиление механизмов взаимодействия по правам человека между государствами, международными и неправительственными организациями, иными структурами, заинтересованными в обеспечении международного правопорядка.

7 сентября 2008 года

Правозащитный центр “Мемориал”
Московская Хельсинкская группа
Центр развития демократии и прав человека
Информационно-аналитический центр “Сова”
Международное молодежное правозащитное движение
Институт прав человека
Фонд “Общественный вердикт”
Ассоциация “Голос”
Комитет “Гражданское содействие”
Центр “Демос”
РОО “Право ребенка”
Чеченский комитет национального спасения
ООД “За права человека”

“Кавказский узел”, 11/9/2008
http://www.kavkaz-uzel.ru/printnews/ourannounce/id/1228624.html

FacebookTwitterGoogle+LinkedInVKWordPressBlogger PostLiveJournalTumblrTelegramWhatsAppSMSEmailGoogle GmailOutlook.comMail.RuPrintFriendly

Leave a Reply