Плюрализм в молодёжном движении

Проблема международного участия на VIII молодежном финно-угорском конгрессе в Сыктывкаре *

21-24 августа этого года мне пришлось присутствовать в качестве наблюдателя на очередном VIII конгрессе Молодежной ассоциации финно-угорских народов МАФУН в городе Сыктывкаре Республики Коми. МАФУН была создана в 1990 году как международное независимое объединение молодежных организаций финно-угорских и самодийских народов. Конгресс МАФУН проводится раз в два года и является высшим органом ассоциации. Конгресс в Сыктывкаре был четвертым из тех, в которых я принимал участие, начиная с 2000 года. Поэтому было интересно сравнить и попытаться проанализировать развитие молодежной политики от конгресса к конгрессу.

Коньюнктура до 2000 года и после

В первые годы после создания МАФУН финно-угорские молодежные лидеры успешно пользовались ассоциацией как уникальной площадкой для продвижения своей политической и профессиональной карьеры. Пост президента МАФУН многое значил для выхода на новый – межрегиональный и международный уровень. После 2000 года политическая коньюнктура в Российской Федерации изменилась, и нередко те же лидеры из России предпочитают больше не указывать в своих биографиях самого факта участия в деятельности ассоциации.

Коньюнктура изменилась, в частности, в том, что в современной России, несмотря на всю риторику, не приветствуются международные культурные контакты подобные финно-угорским. Поскольку такие контакты, по мнению российских социальных инженеров, составляют конкуренцию в поле формирования идентичностей и тем препятствуют построению новой российской нации. Подчеркивается необходимость конструирования новой – российской согражданской идентичности. Вместе с тем признается, что российская идентичность актуальна только для трети жителей России (Социологические исследования. 2006. No. 7. С. 13-22).

Пытаясь внедрить практики нациестроительства в ранг государственной политики, социальные инженеры направляют свои усилия прежде всего на то, чтобы изолировать жителей страны от внешнего мира. Именно на V конгрессе 2000 года в Хельсинки в финно-угорской молодежной политике произошло принципиальное изменение вектора сотрудничества, которое выразилась в том, что участникам из России была дана установка перетянуть молодежную площадку в Россию. И сделать это было решено через избрание руководства ассоциации, вернее через воспрепятствование избранию. Если ранее, согласно обычаю, президента МАФУН избирали из того региона, где конгресс проходил, то в Хельсинки впервые этот обычай был изменен.

Задача конгресса – не допустить «передислокации»

Вероятно, этими изменениями объясняется некоторый ажиотаж, возникший вокруг избрания нового председателя правления МАФУН на конгрессе в Сыктывкаре. Начиная с 2000 года перед финно-угорскими движениями в России ставится все та же задача: «Категорически нельзя допустить «передислокации» центров принятия решения финно-угорских ассоциаций в Финляндию или Эстонию» (“БНКоми”, 5 июля 2007 г.) и «Одной из главных задач российских финно-угорских общественников станет сохранение поста … за представителем России” (“МК в Коми”, 11-18 июля 2007 г.).

В Коми Республике такую задачу решить было проще чем в других финно-угорских регионах Российской Федерации в силу ряда обстоятельств. Во-первых, Коми отличается тем, что в ней национальное движение стоит ближе к республиканской власти, а часто и принимает в ней непосредственное участие. Это дает коми национальному движению пространство для маневра. Во-вторых, после конфликта в Марий-Эл коми вариант стратегии сотрудничества положительным образам оттеняется в глазах власти стратегией конфронтации в Марий Эл. Западные финно-угры выступают в такой схеме в роли радикалов, от которых надо отмежовываться. Коллаборационистские движения, и особенно это характерно для коми движения, в награду за отмежовывание от заграницы и лояльность к российской власти получают определенные дивиденды. Например, возможность закрепить молодежную площадку именно в Коми, а не в другом регионе.

Безусловно, финно-угорская (пан-)идентичность конструируема и вторична по отношению к этнонациональной, и в этом смысле ее можно использовать во благо укрепления последней. И никто не поставил бы в укор такую игру – видимо, она наиболее продуктивна для слабых национальных движений в современной фазе централизации государства и «завинчивания гаек». Неприятно только, каким образом это коллаборация делается – за счет удушения атмосферы как международного, так и внутрироссийского финно-угорского сотрудничества, за счет перенесения конфликтов в молодежную среду. Оказалось, что и в финно-угорском молодежном движении тоже возможно использовать не самые чистые политтехнологии.

Молодежь и политтехнологии

За некоторое время до начала конгресса в Сыктывкаре на сайте агентства «Бизнес-новости Республики Коми» появились материалы, направленные на компрометацию действующего на тот момент председателя правления МАФУН Василия Петрова. Во-первых, избиение В. Петрова в Марий Эл два года назад в очередной раз представили как бытовое преступление (“БНКоми”, 2 августа 2007 г.). Преступление так и осталось не раскрытым. Так же как и другие избиения и преследования журналистов, лидеров национального движения и общественных деятелей в Марий Эл в течение 2005 (Информационный центр финно-угорских народов SURI.ee, 28 августа 2005 г.).

Во-вторых, В. Петрова попыталась представить как «эстонского» кандидата, который якобы собирается выдвинуться на новый срок (“БНКоми”, 14 августа 2007 г.). И это несмотря на то, что В. Петров по Уставу не мог выдвинуться на третий срок. Равным образом представили еще одного «эстонского» кандидата – Андрея Тентюкова (“БНКоми”, 17 августа 2007 г.). «Эстонскими» кандидатами напугали тех, кто поставил задачу не допустить «передислокации». В третьих, было сообщено, что на пост председателя правления выдвигается и кандидат, якобы поддерживаемый официальной властью (“БНКоми”, 14 и 17 августа 2007 г.), который оказался просто подставным лицом для схемы. Этим «официозным» кандидатом напугали собиравшуюся на конгресс финно-угорскую молодежь.

Так была разыграна комбинация, имеющая целью обеспечить победу кандидата от коми молодежи. Обсуждение были сведено к выбору: или коми, или «эстонский» кандидат. При этом в президиум посадили человека, функцией которого было постоянно напоминать и через СМИ, и собравшимся в зале, что существует (неоднократно нарушенная) традиция, выбирать руководителем МАФУН представителя региона, гда конгресс проходит. Хочется верить, что коми молодежь не знала об этой комбинации. Позже стало известно, что материалы в «БНКоми» были заказаны персоной в ранге не ниже замминистра.

Независимая ассоциация

Симптоматично, что вопросы выдвижения кандидата на должность председателя правления МАФУН от коми молодежи на первом организационном заседании по проведению конгресса 14 августа обсуждались при участии представитель власти – одного чиновника в ранге министра, другого в ранге замминистра, третьего в качестве руководителя государственного учреждения (“БНКоми”, 14 августа 2007 г.).

В своих выступлениях как глава Республики Коми, так и другие чиновники неоднократно обещали поддержку ассоциации со стороны властных структур. «В план бюджета Коми на 2008 год депутаты постараются включить отдельную строку на поддержку организационной работы МАФУН» (Информационный центр финно-угорских народов FINUGOR.ru, 23 августа 2007). Поддержка и финансовые вливания для активизации деятельности ассоциации – это, конечно, хорошо.

Но первая проблема, которая возникает – как сохранить независимость и общественный характер МАФУН? Ассоциация создавалась как независимое объединение общественных организаций. В свое время в уставные документы было внесено требование, чтобы лица, стоящие у руководящих позиций в ассоциации, не состояли одновременно на службе в государственных структурах. На этом, в частности, настаивали общественные организации Венгрии, Финляндии и Эстонии.

Международная ассоциация

На конгрессе в Сыктывкаре не было делегатов из Венгрии, Финляндии и Эстонии. Причины такого отсутствия – тема для отдельного разговора. Во всяком случае, организаторы мероприятия не смогли или не захотели внятно объяснить их присутствовавшим. Международное присутствие необходимо, поскольку оно выполняет ту же функцию, что и радикальное крыло национального движения – не боиться критиковать и требовать учета национальных интересов. Отсюда, вторая проблема ассоциации – как сохранить ее международный статус?

С другой стороны, может его и не надо, ведь «российские особенности надо было учитывать, тем более, что в России проживает больше финно-угорских народов, чем за рубежом» («Молодежь Севера», 23 августа 2007 г.). Теоретически, существование ассоциации возможно и без международного участия, поскольку в уставных документах такого условия не зафиксировано. Не надо было бы даже менять бренда, в названии МАФУН нет слова «международная». Только правильно ли тогда называться международным объединением?

Другой вариант развития событий в том, что в какой-то момент венгерская, финская и эстонская молодежь сочтет необходимым свое участие в деятельности ассоциации. Для такого поворота событий есть и организационная основа. Помимо утвержденных в Сыктывкаре на VIII конгрессе МАФУН, продолжают существовать ранее утвержденные в 2005 году в Ижевске на VII конгрессе на координационные центры Финляндии, Венгрии и Российской Федерации. Они имеют права на членство своих координаторов в правлении МАФУН. Итак, возможны варианты. Ход за партнерами из финно-угорских стран. В любом случае, преждевременно было бы говорить о переходе финно-угорской молодежной площадки в Россию.

Результаты конгресса

В целом, для финно-угорского молодежного движения все-таки можно сказать, что конгресс принес больше позитивных результатов. Коми молодежные организации хорошо поработали и на достаточно высоком уровне провели конгресс, особенно если принять во внимание скромные средства, заложенные в его бюджет. Мероприятие прошло конструктивно, без ненужного в первую очередь финно-угорским организациям скандала. Заблокировать какие-то решения было технически несложно. Тем не менее, выборы председателя правления в конечном итоге свелись к формальной процедуре, что показывает, что молодежь может договориться и несмотря на различные махинации. Председателем правления избрали представителя коми молодежи Алексея Рассыхаева (“БНКоми”, 23 августа 2007 г.).

Вероятно, сохраниться и некоторая преемственность. Ближайшие два года ассоциация продолжит жить по действующим уставным документам, потому что поправки к ним или новую редакцию может утвердить теперь только следующий конгресс. Устав пытались менять на каждом конгрессе из числа тех, где мне пришлось быть, что естественно не добавляет стабильности в деятельность ассоциации. Жалко, что на всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске в 2008 году МАФУН не будет представлена ни секцией, как в Хельсинки в 2000 году, ни делегацией, как в Таллинне в 2004 году. Значение МАФУН в том, что даже после ограничения поля деятельности она продолжает оставаться площадкой, на которой финно-угорская молодежь может расти и реализовывать себя. На этот раз Конгресс дал импульс коми молодежи к дальнейшей деятельности. Радует количество и качество организаций в координационных центрах Коми и Марий Эл. У ассоциации появилась реальная возможность привлечь в свою деятельность бюджетные деньги, конечно, со всеми сопутствующими рисками, о которых говорилось выше.

Чтобы избежать этих рисков, следовало бы сохранить плюрализм мнений и международное присутствие в ассоциации – нельзя допустить монополии идей российских социальных инженеров в международной ассоциации. Чтобы заработала стратегия сотрудничества, в 2005 году понадобилась стратегия конфронтации, которая придала баланс системе согласования интересов. Иначе в долгосрочной перспективе коллаборационисты будут выкуплены властью. Хотя, возможно, что и эта схема уже устарела, если правда, что кресла под лидерами коми движения шатаются, и поэтому они пользуются любыми средствами и махинациями, чтобы выполнить задания и эти кресла сохранить. Однако летний фестиваль в Мордовии показал, что некоторым образом российские власти к международной критике все-таки прислушиваются.

—-
* – данный текст исправлен по состоянию на 12.10.2007

Константин Замятин – финноугровед, в 2001-2004 гг. секретарь бюро МАФУН.

08/10/2007

http://rus.greengate.ee/?id1=8677.

FacebookTwitterGoogle+LinkedInVKWordPressBlogger PostLiveJournalTumblrTelegramWhatsAppSMSEmailGoogle GmailOutlook.comMail.RuPrintFriendly

Leave a Reply